Дата публикации
11.12.2018

Грамотное ценообразование является не только инструментом повышения товарооборота и прибыли аптеки, но и способом удержать покупателей. Аптека с ценами на лекарства выше средних имеет меньше шансов увеличить поток покупателей, что является одним из основных показателей ее успешности. Грамотная система ценообразования в аптеке должна удовлетворять следующим условиям:

  • Стабильный рост лояльности покупателей
  • Обеспечение максимально возможной прибыли
  • Конкурентоспособность

Основными факторами, влияющими на конечную цену лекарственного средства, являются надбавки по пути от производителя до аптеки, именно они оказывают главное влияние на ценообразование:

Цена производителя

1. Упаковка (до 25% от начальной стоимости). Упаковке уделяется повышенное внимание, ведь она является мощным инструментом маркетинга, особенно при возможности самостоятельного выбора лекарства покупателем (безрецептурные средства)

2. Налоговые пошлины. Импортные препараты будут стоить дороже, даже если производитель определил цену ниже, чем у аналога отечественного производства. В целом надбавки могут увеличить стоимость в два и более раз, особенно для недорогих групп товаров.

3. Надбавка посредника.

4. Непосредственно в аптеке в стоимость препарата закладываются будущие налоги, аренда помещения, заработная плата и прочие расходы.

На формирование цены также оказывают влияние такие факторы, как курс валюты (для импортных лекарств) и количество посредников в зависимости от уровня аптечной организации (крупные сети могут сами заказывать лекарственные средства у производителя, а мелкие аптеки вынуждены приобретать их через посредников). В конечном итоге стоимость препарата может увеличиться в несколько раз.

РАЗМЕРЫ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОПТОВЫХ И ПРЕДЕЛЬНЫХ РОЗНИЧНЫХ НАДБАВОК К ЦЕНАМ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ПЕРЕЧЕНЬ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, УТВЕРЖДАЕМЫЙ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ И АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ:

N

п/п

Фактические отпускные цены производителей

лекарственных средств, включенных в

перечень жизненно необходимых и важнейших

лекарственных средств, утверждаемый

Правительством Российской Федерации

Размер

предельной

оптовой

надбавки, %

Размер

предельной

розничной

надбавки, %

1.

До 50 рублей включительно

20

34

2.

Свыше 50 рублей до 500 рублей включительно

14

27

3.

Свыше 500 рублей

10

14

N

п/п

Фактические отпускные цены производителей

наркотических лекарственных средств,

психотропных веществ, включенных в перечень

жизненно необходимых и важнейших

лекарственных средств, утверждаемый

Правительством Российской Федерации

Размер

предельной

оптовой

надбавки, %

Размер

предельной

розничной

надбавки, %

1.

До 50 рублей включительно

25

39

2.

Свыше 50 рублей до 500 рублей включительно

19

32

3.

Свыше 500 рублей

15

19

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области
от 26.02.2010 № 100/8 «Об утверждении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные
в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств»
(с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 10.01.2018 №3/1).

С учетом изложенного аптечным учреждениям следует понимать, что нарушение правил ценообразования в части установления торговых надбавок может привести к негативным последствиям и сопровождаться административными наказаниями со стороны контролирующих органов.