Дата публикации
11.12.2018

Ценовая политика фирмы — важнейшая часть ее общей хозяйственной политики, обеспечивающая адаптацию фирмы к меняющимся экономическим условиям.

В условиях рыночной экономики коммерческие организации имеют реальную возможность проводить собственную хозяйственную политику, в том числе ценовую.

Ценовая политика организации как средство завоевания потребителя играет большую роль даже на высокоразвитых европейских рынках. Особенно это актуально для предпринимательской деятельности в России в условиях высокой динамичности формирующегося отечественного рынка, активного проникновения на рынок зарубежных конкурентов, расширения возможностей выхода российских предприятий на внешний рынок, сохранения низкого платежеспособного спроса населения страны.

С одной стороны, порядок формирования цен на лекарственные средства является составной частью политики государства, учитывающей социальные и моральные аспекты, а значит, в установлении этого порядка волевое решение государства, выраженное в нормативном правовом акте, должно быть определяющим.

С другой стороны, в определении стоимости лекарственных средств должны быть учтены экономические интересы производителя и продавцов.

Фармацевтический рынок - один из самых сложных в России: тысячи и тысячи наименований, жесткая законодательная база, сильная конкуренция. Рентабельность аптечной организации не так высока, как думают многие: ежемесячная прибыль, которую может получить аптека, урезается бременем расходов, которые она несет на себе. Поскольку чистая прибыль организаций редко бывает «слишком» большой, важно уметь распоряжаться тем, что есть. И аптеки, работающие на пределе рентабельности, ищут способы оптимизации бизнеса.

Все товары аптечного ассортимента можно разделить на две группы:

товары аптечного ассортимента с регулируемой торговой надбавкой (ЖНВЛП, детское питание и т.д.)

остальные товары аптечного ассортимента.

Регулируемые цены устанавливаются соответствующими органами управления (Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления). В отношении регулируемых цен перечисленные органы государственной власти устанавливают условия, ограничивающие их уровень.

Ценообразование на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты

Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) — перечень лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства.

Перечень ЖНВЛП содержит список лекарственных средств под международными непатентованными наименованиями и охватывает практически все виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации в рамках государственных гарантий.

В 2018 году действует Перечень ЖНВЛП, утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 2724-р.

Государство регулирует цены на лекарственные средства, которые включены в перечень важнейших и жизненно необходимых лекарственных препаратов. Государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства и установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарственные средства.

Лекарственное средство, цена на которое зарегистрирована, вносится в государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен. При этом производителю выдается регистрационное свидетельство. Отпускная цена, по которой производитель продает лекарственное средство, может быть меньше или равна цене государственной регистрации. Реализовывать лекарственные средства по цене, превышающей зарегистрированную, законодательством запрещено.

Кроме того, на лекарственные средства устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки. Их размеры утверждаются актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Московской области цены на лекарственные средства регулируются Постановлением Правительства Московской области от 26 февраля 2010 г. № 100/8 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОПТОВЫХ И ПРЕДЕЛЬНЫХ РОЗНИЧНЫХ НАДБАВОК К ЦЕНАМ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ПЕРЕЧЕНЬ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ».

Производитель или иное юридическое лицо по поручению производителя обязан передать аптечному учреждению накладные и протокол согласования цен, который необходим для правильного определения цены реализации лекарственного средства. В протоколе указываются:

- отпускная цена производителя;

- цена государственной регистрации.

На основании этих цен аптечное учреждение и определяет розничную стоимость лекарственного средства.

Таким образом, государственное регулирование цен можно представить следующим образом:

Федеральный уровень:

—утверждение перечня ЖНВЛП;

—утверждение методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на ЖНВЛП;

—государственная регистрация установленных производителями лекарственных препаратов отпускных цен на ЖНВЛП;

—ведение государственного реестра предельных отпускных цен на ЖНВЛП;

Региональный уровень:

—утверждение методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей;

—осуществление федерального и регионального государственного контроля за применением цен на ЖНВЛП;

—применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ответственности за нарушение порядка ценообразования на ЖНВЛП.

Таким образом, учитывая изложенное аптечным учреждениям следует задуматься о том, что нарушение правил ценообразования в части установления торговых надбавок может привести к негативным последствиям и сопровождаться административными наказаниями со стороны контролирующих органов.